Организация своей имиджевой политики - расходы на рекламу

Вопрос: В связи с проведением обществом работы по организации своей имиджевой политики им заключены договоры о рекламно-информационном сотрудничестве по подготовке и размещению в СМИ статей о своей деятельности. При этом расходы общества в связи с исполнением указанных договоров отнесены как уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку и вынесла решение о привлечении общества к ответственности в связи с неполной уплатой налога на прибыль вследствие необоснованного отнесения на затраты расходов на рекламу, не связанных с производством и реализацией продукции. Правомерно ли это?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 274 Налогового кодекса РФ налоговой базой для целей гл. 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При этом согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании; расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Письме от 02.08.2006 N 19-11/67851 УФНС России по г. Москве отметило, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в полном размере могут быть учтены только рекламные расходы, указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, все остальные расходы на рекламу учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой на основании ст. 249 НК РФ.

В Постановлении от 11.09.2006 N А43-42721/2005-36-1233 ФАС Волго-Вятского округа отметил, что поскольку публикации в средствах массовой информации статей и интервью призваны привлечь интерес общественности как к работе самой компании, так и к созданию положительных образов ее руководителей и, следовательно, носят рекламный характер, то они правомерно отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые исполнителю работ по договору на публикации в средствах массовой информации статей и интервью в качестве уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций включаются в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, следовательно, в указанной ситуации затраты организации по выплате такого вознаграждения соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по нормативу, установленному п. 4 ст. 264 НК РФ.

А.И.Хасанов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
07.09.2008




СВЕЖИЙ НОМЕР ГАЗЕТЫ
№ 43 от 18 ноября 2019 г. каждый понедельник на нашем официальном сайте



ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ 2020

НОВОЕ РАСПИСАНИЕ АВТОБУСОВ

РАСПИСАНИЕ ПОЕЗДОВ ЯНАУЛА

ТРЕБУЮТСЯ РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТЫ

по РБ, РФ со своей клиентской базой. Оплата сдельная (10% от суммы заключенных договоров). Писать: variant52@mail.ru


ШКОЛЬНИКИ vs. ПЕДОФИЛ
услышав из кустов крик ребёнка они сразу сообразили, что с ним случилась беда...

МЭР БУДЕТ ОСУЖДЕН
СК РБ завершил расследование уголовного дела в отношении бывшего главы города Янаул...

УЧИТЕЛЬ РАНИЛ ДЕВОЧКУ
В школе-гимназии, прямо на уроке ОБЖ он выстрелил из винтовки в 15-летнюю школьницу